Правила Деловой игры в бисер

Н.А. Костицын,

играющий тренер и

тренирующий игрок в бисер.

Пристанищ не искать, не приживаться,

Ступенька за ступенькой, без печали,

Шагать вперед, идти от дали к дали,

Все шире быть, все выше подниматься!

Г. Гессе «Игра в бисер». Отрывок из стихотворения «Ступени»/

Цель данной статьи – возродить и реанимировать, воссоздать и воплотить, объективировать и  материализовать игру в бисер. Моя мечта: сделать игру в бисер, описанную Германом Гессе в одноименном романе, самой популярной игрой нового поколения бизнес элиты.

Для этого  я приведу собственное, на мой взгляд, наиболее практичное, описание правил игры. Также пример партии и мои представления о подготовке игроков.  Надеюсь, данные материалы будут полезны организаторам интеллектуальных шоу, ведущим тренингов «Креативность в бизнесе», преподавателям менеджмента, а также тем, кто достиг определенных вершин в своем деле и стремится выходить за пределы своей отрасли, своего рынка, своих познаний.

Глоссарий игры

Старик, студент, малыш – любой творит

Из пены майи дивные виденья,

По существу лишенные значенья,

Но через них нам вечный свет открыт,

А он, открывшись, радостней горит.

Г. Гессе «Игра в бисер». Отрывок из стихотворения «Мыльные пузыри»/

Игра в бисер – это процесс и результат построения цепочки ассоциаций из различных областей науки и искусства, бизнеса и религии. Все ассоциации должны быть внутренне взаимосвязаны и представлять собой целостное произведение.

Ассоциация – это образ, субъективно связанный с другим образом.  Например, этап бурного роста Компании подобен крещендо в музыкальном произведении.

Образ – это субъективное представление об объектах и явлениях, выраженное в знаках любой природы: звуках и картинах, геометрических фигурах и графиках, символах и иероглифах,  формулах и, танцевальных движениях. Например, образом такого явления, как стадия бурного роста компании может быть график S-образной кривой, а может быть картинка с изображением уступа крутой скалы.

Внутренняя взаимосвязь – это общее свойство объектов и явлений или сходная закономерность их развития. И стадия бурного роста и крещендо, по сути, есть стремительное нарастание бизнес-результатов и звуков соответственно.

Партия игры в бисер – это законченное произведение, инсталляция, перформанс, цепочка ассоциаций, имеющая сюжет или внутреннюю логику. Пример партии «Развитие бизнеса» можно скачать здесь.

Цель игры в бисер

Сам Гессе прославляет интеграционную и духовную силу игры, но, на мой взгляд, это имеет отношение только к высшим ступеням посвящения в игру. На начальных уровнях важны и стремление победить и игра свободных сил.

Игра в бисер

И музыке вселенной внемля стройной,

И мастерам времен благословенных,

На праздник мы зовем, на пир достойный

Титанов мысли вдохновенных.

Волшебных рук мы отдаемся тайне,

Где все, что в жизни существует врозь,

Все, что бушует и бурлит бескрайне,

В простые символы слилось.

Они звенят, как звезды, чистым звоном,

И смысл высокий жизни в них сокрыт,

И путь один их слугам посвященным –

Путь к средоточью всех орбит.

Г. Гессе «Игра в бисер».

На каждом уровне освоения игры свои цели.

На базовом уровне, цель – это выигрыш в остроумии и эрудиции. Побеждает тот игрок, который закончит цепочку ассоциаций последним или создаст более длинную цепочку разнородных ассоциаций. Запись ходов осуществляется пиктограммами.

На среднем уровне выигрывает тот, кто создает наиболее целостную партию из наиболее разнородных явлений и закономерностей.  Жанр произведения может быть совершенно разным: авторская песня и должностная инструкция, инсталляция и театральная постановка, видеоклип и детская площадка, дизайн квартиры и фестиваль искусств.

На продвинутом уровне игры целью является переживание целостности мира, «путь к средоточью всех орбит». Созерцание образов партии или ходов партнера призвано породить внутренние открытия, инсайты, осознания, гештальт, если угодно.  Выигрыш перестает быть явлением внешним, а становится внутренним достижением как игроков, так и зрителей.

Режимы игры

Индивидуальный режим – игроки создают свои партии и выставляют их на конкурс, фестиваль, КВН, шоу или выставку. Работы могут быть изучены и без присутствия автора.

Интерактивный режим – несколько игроков или команд по очереди называют ассоциации на заданную тему. Следующая команда расшифровывает глубинную связь двух образов и после этого называет новый образ.

Участники Деловой игры в бисер

Следуя за мыслью Гессе, Игра в бисер расцветала на основе той области знаний, которая претерпевала свой бурный рост. Именно поэтому, ИМХО, основой для развития (возрождения) игры может стать Менеджмент и науки об управлении социально-экономическими системами.

Итак, играют 3 команды:

  1. Первая команда «Бизнес» – предприниматели, менеджеры инновационных проектом, маркетологи и все, кто ищет новые ходы в развитии бизнеса, новые идеи продвижения своих компаний.
  2. Вторая команда «Наука» – ученые, эксперты в различных областях знания, эрудиты.
  3. Третья команда «Искусство»  - художники, композиторы, искусствоведы.

Типичный сценарий деловой игры в бисер (интерактивный формат)

Образно, игра похожа на нанизывание бисерин ассоциаций на нить связующих законов с целью создания ритуального украшения.

  1. Идея. Мастер игры (Ludi magister) объявляет тему. Например, «Развитие», «Качели», «Конфликт».
  2. Запрос. Команда «Бизнес» формулирует основные вопросы и проблемы по этой теме.
  3. Закон. Далее следует ход команды «Наука»: каким закономерностям из физики, химии, биологии, техники подобны обозначенные выше бизнес-процессы и проблемы развития Компании.
  4. Связующая нить. Команда «Бизнес» должна расшифровать связь и объяснить, как связаны 2 явления или процесса, или закона.
    1. Если команда не успевает разгадать ассоциацию в отведенное время, слово предоставляется другой команде.
    2. После разгадывания внутренней связи Мастер игры просит присутствующих сосредоточиться на этой связи и зарисовать символы, которые возникли в процессе сосредоточения.
    3. Из предложенных символов Мастер выбирает 1 и записывает совершенный ход в виде этого символа, иероглифа, пиктограммы, знака.
    4. Переживание. Команда «Искусство» отвечает на научный образ отрывков художественного или музыкального произведения.
    5. Связующая нить. Ученые расшифровывают взаимосвязь.
    6. Примерка ожерелья. После нескольких кругов представители бизнеса смотрят на символическое отображение ходов и говорят, какие практические идеи порождает получившаяся цепочка ассоциаций.
      1. Какие изменения можно внести в стандартное описание бизнес-процессов компании;
      2. Какие идеи продвижения собственной компании появились в ходе игры;
      3. Какие новые продукты и услуги могли бы появиться на свет, благодаря междисциплинарности ассоциаций;
      4. Материализация. После игры выпускаются календари и видеоклипы с записью игры, что становится достоянием более широкого круга заинтересованных лиц.

Система баллов

Один из самых трудных моментов в силу высокой субъективности ассоциаций. Предложу две схемы.

Схема начисления баллов «Шахматы».

Действие происходит на игровом поле 4х4*, где по вертикали выделены сферы развития бизнеса, а по горизонтали – основные сферы науки и искусства

Сферы бизнеса Науки о живом Науки о технике Знаковые системы, языки Искусство, художественный образ
Код 3ЯЗ
Экономика, деньги, 1ЭК 1 ход. Деньги подобны словам благодарности: знаки
Маркетинг, потребители 2МР
Бизнес-процессы 3БП 2 ход. Процесс благодарности  у обезьян выражается в ловле блошек. Т.е. лучшая благодарность клиентам – это изменение их стереотипов и предубеждений. 3 ход. Лесковский Левша подковывал блоху. Так и инженер по качеству должен выявить и зафиксировать причины мельчайших отклонений.
Персонал 4 ход. Согласно правилу левой руки, «закручивать гайки» при отклонениях необходимо по часовой стрелке, т.е. в направлении общих тенденций и начиная с «правых» (сторонников руководства).

*Игровое поле может, как расширяться, так и углубляться.

  1. За первый ход (ЭК/ЯЗ) начисляется 1 балл, т.к. обзначена только ассоциация, без расшифровки связи.
  2. За второй ход (ЭК/ЯЗ – БП/Ж) начисляется 4 балла, т.к. есть ассоциация с предыдущим ходом (+1), эта ассоциация лежит в другом смысловом поле, как по вертикали (+1), так и по горизонтали (+1). Также указана связь (+1).
  3. За третий ход   (БП/Ж – ВП/И) начисляется 3 балла, т.к. есть ассоциация с предыдущим ходом (+1), эта ассоциация лежит в другом смысловом поле только по вертикали (+1), а также указана связь (+1).
  4. За четвертый ход (ВП/И – П/Т) начисляется 5 баллов, т.к. есть 2 ассоциации с предыдущим ходом (+2), эти ассоциации лежат в другом смысловом поле, как по вертикали (+1), так и по горизонтали (+1). Также указана связь (+1).

Схема начисления баллов «Фигурное катание».

Каждая ассоциация (ход) оценивается жюри по 2 критериям:

Техника = точность + отдаленность. Например, бурный рост компании и крещендо – это внешне похожие процессы (+1) из совершенно различных областей (бизнес – музыка) – (+3). Итого 1+3=4 балла по шестибалльной шкале. Напротив, бурный рост компании и эффект маховика, описанных Дж. Коллинзом – это внешне не похожие, но внутренне подобные явления (+2) из разных областей (бизнес – техника) – +3. Итого: 2+3=5 баллов по шестибалльной шкале.

Артистизм = эвристичность, возможность использовать в качестве метафоры для познания соответствующего явления или объекта. Описанный выше эффект маховика используется для объяснения этапа наращивания потенциала Компании, но мало объясняет, почему начинать необходимо именно с людей – 4 балла по шестибалльной шкале.

Области применения деловой игры в бисер

  • Для выпускников школ – игру можно использовать для подготовки в ЕГЭ, чтобы наполнить жизнью разрозненные знания.
  • Для студентов вузов – это альтернатива стареющему и коммерциализирующемуся КВН.
  • Для преподавателей и тренеров – возможность сделать свои курсы более интересными и целостными.
  • Для ученых игра может стать источником новых гипотез и интеграции междисциплинарных знаний.
  • Для творцов (художников, музыкантов) игра – источник новых сюжетов и дополнительных заказов
  • Для предпринимателей – деловая игра в бисер – это способ развития инновационного мышления персонала, источник маркетинговых идей, способ подготовки кадрового резерва и создания стимулирующей творческой среды.
  • Для продюсеров – возможность организовать принципиально новое шоу с Гордоном J.

Я сам буду использовать деловую игру в бисер на Четвертом фестивале (не) тренинговых инноваций «Созидающие конфликты», где будут выступать не только бизнес-тренеры и психологи, но и математики и зоологи, искусствоведы и драматурги.

.

Опубликовано 14 Июн 2011 в 13:03. Рубрика: игра в бисер.

Если Вам у нас понравилось, Вы можете присоединиться к нам на twitter, подписаться через RSS или e-mail , и поделиться статьёй с другими:
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире Поделиться ссылкой на Я.ru

Один отзыв на «Правила Деловой игры в бисер»

  1. Программа обучения «Деловой игре в бисер» | Школа развития персонала НикоМаха пишет:

    [...] программа подготовки игроков в бисер базируется на концепции игры и модели компетенций игрока в бисер. Программа [...]

 

Ваш отзыв

*