Обучающий юмор или верное средство от лени – учиться

Обучающий юмор или верное средство от лени – учиться

Николай Костицын, к.эк.н. бизнес-тренер, организационный консультант

Мария Олехнович к.пс.н., бизнес-тренер, организационный консультант

Опубликовано в журнале Top-Manager. – 2006. – №1. С 78-81

«Профессиональные тренеры должны заставить слушателей смеяться, добиваясь того, чтобы во время каждой сессии раздавался хотя бы один взрыв хохота»

Таунзенд Дж. Стандарты для тренеров.

Юмор в тренерской кухне может быть и ингридиентом, и вкусовой добавкой, и самостоятельным блюдом. Рецепты «люмора» (L-humour, от англ. Learning humour) разнообразны и просты. Так что каждый бизнес-тренер может выбрать рецепт по вкусу, а еще лучше – изобрести свой на основе элементарных компонентов скрытых противоречий, парадоксов и метафор деятельности обучаемых сотрудников. На основании шестилетнего опыта тренерской деятельности можно с уверенностью сказать, что юмор является одним из наиболее действенных средств обучения и руководителей и специалистов различных категорий.

Самое главное в обучении – это те знания и навыки, которые остаются после того, как все забывается. В нашем представлении юмор связан с веселым настроением, которое, конечно, повысит активность участников по освоению знаний, но не заменит ли в будущем те самые остатки анекдотами и шутками… Мы предлагаем взглянуть на юмор с другой стороны – с точки зрения прямой пользы, которую можно извлечь из его использования в обучении.

Специалист по психологии творчества, автор бестселлера «Элементы практической психологии» Рада Михайловна Грановская, советует во время лекций использовать не менее чем по одному наглядному примеру или анекдоту каждые 15 минут.

Чтобы знания и навыки, освоенные в процессе обучения, были применены на практике, необходимо создать условия для их «переноса». Переносу способствует сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности. Для эффективного переноса навыка с тренажера в реальные условия целесообразно использовать менее точные модели реальных условий работы и прекращать тренировку, когда ученики достигнут некоторого минимального качества выполнения работы. Проведение веселых разминок и обсуждение анекдотов при их правильном подборе играет роль символических тренажеров, которые помогают обучающимся сотрудникам самим провести аналогии с реальной практикой и сделать выводы.

Так, в тренинге эффективных переговоров при освоении методов «игры на площадке партнера» участники анализируют анекдот про кавказские правила дорожного движения:

Советский турист на вокзале в Тбилиси, подзывает такси и думает прокатиться с ветерком. Первый светофор машина на полном ходу пролетает на красный свет.

Турист в панике: «Ты, что, очумел что ли, на красный-то едешь?!»

- Э, дарагой, тэбя вэзет настаящий джигит!

На втором светофоре та же история.

- Слушай, любезный, я сюда отдыхать приехал, а не подыхать.

- Э, дарагой, тэбя вэзет настаящий джигит!

На третьем светофоре, наконец-то, – зеленый. Турист вздыхает с облегчением, а таксист бьет по тормозам.

- Ну-у…?! А теперь-то чего?

- Э, дарагой, по этай улице можэт ехать другой настаящий джигит!

После анекдота целесообразно обсудить особенности логики таксиста и туриста, мог ли турист, не дожидаясь скрипа тормозов, понять, что будет происходить, какие реальные ситуации из собственной переговорной практики участники могут вспомнить, когда после долгих разногласий им удавалось понять логику партнера.

Решение на тренинге актуальных проблем, например, распределение обязанностей, разрешение внутренних конфликтов и т.д. может способствовать накалу нешуточных страстей. Тогда на выручку приходит «командная метафоризация проблемы». Так на одном из тренингов продаж, где сотрудники категорически не желали заниматься активными продажами, им было предложено по командам нарисовать метафорический портрет успешного продавца. А затем разгадать качества успешности на плакатах других групп. Это позволило выпустить пары и озвучить наболевшие проблемы в игровой форме, после чего группа раскрепостилась и стала работать более интенсивно.

Слив застоявшихся идей

Если кран после долгого бездействия открыть, то сначала пойдет ржавая, застоявшаяся вода. Чтобы ускорить процесс выплеска негативного отношения к деятельности, а заодно и показать в шутливой форме, что всем нам есть куда расти, используется упражнение «Сделай это неправильно». Оно очень хорошо подходит для высоко технологичных тренингов типа тренингов продаж, коммуникативной компетенции или управления подчиненными. Инструкция напоминает задание из КВН, а проведение больше напоминает капустник, чем обучение профессионалов. Участникам предлагается показать в ролевой сценке как можно больше ошибок продаж, переговоров, руководства и т.п. При подготовке и просмотре слышны взрывы хохота. И неправда, что над одной шуткой дважды не смеются. Такие сценки участники просят не стирать после тренинга и просматривают впоследствии на корпоративных праздниках.

Юмор, помимо прочего, имеет и важное идентификационное значение. Наверное, всем знаком пример, когда кто-то рассказывает анекдот, а остальные не смеются. И причин здесь может быть несколько. Одна – неподходящая ситуация, все настолько напряжены, что не могут расслабиться даже на миг. Однако гораздо чаще наблюдается следующая тенденция – шутящий либо обладает более высоким статусом в группе, либо занимает наблюдательную позицию, а предлагаемая им шутка в какой-то мере оценивает происходящее в группе. Участники могут не принять такое видение ситуации и потому «шутка оказывается не смешной».

Когда кто-то из участников использует шутку, на самом деле он предлагает другим свое видение ситуации. Остальные участники оценивают, насколько это видение соответствует их представлениям о ситуации. Если они узнают собрата, то выражают это приступами хохота, а не вежливыми смешками. Таким образом, шутки и реакции на них помогают определить социометрический статус участников. Шутить себе позволяют, как правило, лидеры: они это делают чаще и над их шутками смеются все. Иногда большое количество иронии или сарказма проявляется у тех, кого группа не принимает, – выглядит это в жанре шутовства, и «ломания комедии», на что группа либо не реагирует, либо затыкает.

Два в одном

В одной газете, которая попалась нам под руку, была опубликована интересная заметка. По результатам каких-то там исследований американских ученых выяснилось, что женский смех подобен оргазму. Если женщина смеется, то в процессе хохота проходит те же этапы, что и при получении сексуального удовольствия. Авторы статьи утверждают, что именно поэтому женский смех столь заразителен и притягателен для мужчин. Конечно, возникает масса вопросов к авторам статьи, например, почему смех женский, а стадии мужского оргазма, и т.д. Однако, если серьезно, то расслабление, достигаемое в момент приступа хохота, может равняться часу отдыха. Понятно, что для тренера особенно притягателен этот момент, т.к. уподобление обучения процессу получения одного из важнейших для современного человека удовольствий, безусловно, повышает его ценность.

Во время смеха организм не бездействует, а вырабатывает эндорфины, или, иначе, гормоны счастья, которые выбрасываются в кровь и окрашивают жизнь в более розовые тона, укрепляют организм в борьбе со стрессами и т.д. И если в процессе обучения наши участники много и по делу хохочут, то это дает нам право в рекламных программах тренингов писать среди целей как минимум, продление активного возраста, а как максимум…

Против стереотипов

Обучение взрослых людей всегда сопряжено с преодолением сложившихся стереотипов. Рассказывание анекдотов, это, по сути, тренировка ломки стереотипов. Как отмечает известный отечественный психофизиолог П.В. Симонов в своей книге «Созидающий мозг», подавляющее количество анекдотов действует по единому механизму: затравка анекдота вызывает в сознании предвосхищение событий по традиционному сценарию, а концовка, выражаясь жаргоном, «обламывает» сформированные ожидания. Резкое противоречие ожидаемого и реального порождает эмоциональную реакцию. Юмор, по Симонову, нужен человеку, как игра, для поддержания гибкости мышления, а, следовательно «превентивной вооруженности», т.е. готовности к эффективному поведению в новых ситуациях. Такова и функция обучения.

Типы юмора в обучении

Обобщая и дополняя сказанное, приведем нашу классификацию юмора в обучении.

По направленности мы выделяем смех над собой и над другими (присутствующими или неприсутствующими). Смех над неприсутствующими может показаться неприличным, но может очень сплачивать участников и снимать ответственность за этот смех.

Смех над кем-то, кто присутствует на тренинге, может быть как вежливым подбадриванием, так и шуточным высказыванием истинного отношения. На одном из тренингов по тайм-менеджменту на промышленном предприятии, который вела симпатичная молодая женщина, руководители производственных подразделений стали отпускать довольно скабрезные шуточки. Интересно, чем она вызвала такое отношение?

По функциям в обучении юмор может быть:

  • Активизирующим – повышающим внимание и активность;
  • Релаксирующим – способствующим переключению внимания, отдыху;
  • Мотивирующим – побуждающим к определенным действиям;
  • Нормирующим – выступающим в качестве обратной связи или групповых санкций;
  • Иллюстрирующим – использоваться в качестве примеров.

По модальности юмор бывает черным и белым. Черный юмор бывает полезен, когда ситуация в компании действительно плоха и остается только управленческо-гомеопатический принцип «клин клином».

По степени моральности используемые анекдоты и шутки могут быть приличными или неприличными. Такое деление применимо к группам с явным креном по половому признаку в сторону сильного большинства человечества.

Обобщая методы юмористического обучения, мы выделили следующие типы (см. табл.)

Типология методов юмористического обучения

Критерий Типы Примеры
По источнику и направленности Центробежные = от тренера к группе «Иллюстрации»

«Затравки»

Центростремительные = от участников по заданию тренера «Командная метафоризация»

«Придумай анекдот»

По каналу восприятия Вербальные «Иллюстрации»

«Затравки»

«Загадки»

Образные «Символический портрет менеджера»

«Визитная карточка клиента»

Пантомимические, сценические «Сделай это неправильно»

«Пародия»

По количеству участников Индивидуальные «Продолжи анекдот»

«Обзови метод»

Командные «Корпоративный КВН»
Общегрупповые «Групповая фотография»
По типу взаимодействия Соревновательные «Конкурс корпоративных анекдотов»
Несоревновательные «Компания моей мечты»

Многие приемы относятся к разным типам.

Наиболее эффективные: образно-центростремительные и командно-соревновательные, т.к. в наибольшей степени затрагивают эмоциональную сферу и побуждают командное творчество, что, в свою очередь, позволяет запомнить результаты творений и обсуждений на более долгий срок. Так возникают корпоративные шутки.

Примеры

  • «Иллюстрации» – анекдоты и шутки тренера, используемые в качестве примеров во время лекций и презентаций.
  • «Затравки» – анекдоты или шуточные задачи, используемые в качестве повода для дискуссии.
  • «Загадки» – тренер зачитывает первую половину анекдота или шуточного высказывания, а участники должны предложить концовку.
  • «Командная метафоризация» – командное рисование, изображение или описание символических образов успешного или неуспешного менеджера, компании в настоящем и в будущем, типов клиентов и т.п. с последующим разгадыванием другими командами изображенных символов.
  • «Методонейминг» или «Обзови метод» – тренер рассказывает о неком методе управления, а участники предлагают его образное название.
  • «Визитные карточки клиентов» – определяем типы клиентов, образно называем, рисуем символические фотографии, описываем особенности поведения и работы с данным типом клиента (или подчиненного).
  • «Корпоративный КВН» – образное формирование команд, с последующим выполнением заданий в соревновательном режиме.

Итак, давайте не только веселиться во время учебы, но и учиться во время веселья!

Учась, веселиться;

Веселясь, учиться!

Опубликовано 01 Дек 2010 в 10:33. Рубрика: Без рубрики, Мотивация персонала, Обучение персонала.

Если Вам у нас понравилось, Вы можете присоединиться к нам на twitter, подписаться через RSS или e-mail , и поделиться статьёй с другими:
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире Поделиться ссылкой на Я.ru
 

Ваш отзыв

*